Этот вопрос я часто задаю молодым юристам, чтобы они подумали над очевидными вещами.
Мы заключаем сделки практически каждый день. Например, покупаем молоко и хлеб в магазине, заправляем машину на АЗС, стрижемся, меняем валюту в отделении банка. Нам никогда не приходит в голову спросить, есть ли полномочия у лица, которое стоит за кассой Вы оформляли депозит или брали кредит, а кто из вас хотя бы раз спросил доверенность у работника банка, который ставил на нем подпись? На 99,9 % убежден, что никто.
А почему? Почему в одних случая мы требуем доверенность, внимательно проверяя полномочия как доверителя, так и поверенного, а в других нет?
Ответ кроется в наличии такого понятия как «полномочия, явствующие из обстановки», о чем прямо сказано в ст. 183 ГК, в которой в качестве примера приведены продавец в розничной торговле и кассир.
А как понять, что полномочия явствуют из обстановки?
Рассмотрим ситуацию с работником банка. Вы пришли в здание с вывеской «банк», работники носят униформу или имеют отличительные признаки работников банка (бэйджи и т.п.), аналогично дело обстоит с «обменником», который выглядит именно так как должен выглядеть в глазах рядового потребителя («окошко», табло с курсами валют и т.д.). Любой человек в такой же ситуации воспринимает лицо, совершающее с ним сделку, как представителя банка.
Но бывают ситуации, когда явствующая обстановка совсем не так очевидна. Например, сделка совершается не на территории компании, а на представителе нет униформы или опознавательных знаков, но есть иные факторы, такие как фирменные бланки, печать организации и т.д. Как быть в такой ситуации?
Поговорим об этом в следующий раз.